Использование педагогами личностно-ориентированного подхода в работе с детьми
(индивидуального маршрута развития воспитанников).
В нашем дошкольном образовательном учреждении создаются условия для индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющим инвалидность и возможность их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации.
Целевая установка этого принципа - создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ.
Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей.
С этой целью на всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям.
Усилия специалистов в рамках нашего дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:
- определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;
- выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;
- создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В первую очередь отмечается необходимость координации и объединения профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута.
Диагностика в ДОУ проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста.
Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать индивидуальный маршрут, соответствующий образовательным и социальным потребностям ребенка.
Цель работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Образовательный маршрут включает основные направления:
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
карта индивидуального образовательного маршрута ; индивидуальный маршрут развития ребёнка
В ГБДОУ д/с №95 работают три учителя логопеда, четыре учителя-дефектолога и педагог- психолог.
И заключено соглашение о совместной деятельности (сотрудничестве) ЦППМСП и ГБДОУ№ 95 -/dogovor_cppmsp.pdf
ТПМПК
Районная государственная психолого-медико-педагогическая комиссия при ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района (ул. Обручевых, д. 5, стр. 1, пом. 19-н)
Руководитель ТПМПК: Баранова Ольга Викторовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Зам. руководителя ТПМПК: Селявина Ирина Борисовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
тел.: (812) 539-27-26
Подробнее в разделе ТПМПК на нашем сайте